Актер рассказал о служебном романе, который закончился свадьбой, отношении к предательству, «побочном эффекте» привлекательной внешности и воспитании сына

Кирилл Зайцев: «Если я и разбил чье-то сердце, это было правильно»

Высокому красавцу Кириллу Зайцеву трудно остаться на экране незамеченным. Он органично смотрится в образе героя, спасающего мир. Но это восприятие поверхностно. О разрыве шаблонов, морском прошлом, сильных женщинах и любви — в эксклюзивном интервью журналу «Атмосфера».

— Кирилл, вы привлекательный мужчина. Кому из родителей обязаны счастливой генетикой?

— Раньше мне казалось, что я похож на маму, но потом со временем стали проявляться и черты отца. Они оба спортсмены, окончили физкультурную академию. Папа метал молот, мама ядро толкала.

— Они на соревнованиях, наверное, познакомились?

— Нет, на местном пляже. (Улыбается). В городе-герое Волгограде, где, собственно, я и появился на свет. И, по сути, благодаря генам, и, наверное, выносливости, я все время занимаюсь спортом и поэтому в форме. У Толстого такие строчки были: «Нужно физическое движенье, а то мой характер решительно портится». Так и я себя плохо чувствую, если не нагружаю физически.

— Не было мысли использовать внешние данные, пойти в модельный бизнес, например?

— Были. Во время моего обучения в Мореходной академии мы проходили практику на паруснике «Мир». Он каждый год участвовал в международных регатах, и так я посетил двадцать три страны. Многие интересные люди путешествовали с нами, купив билет и идя от порта до порта, чтобы почувствовать себя русским матросом. Они так же тянули веревки, драили палубу, ели ту же самую еду вместе с нами, и, естественно, мы общались очень тесно. Одному испанцу я продал три тельняшки за двести евро — под строжайшим секретом, это же форма. И на эти деньги купил в голландском порту гитару марки Sigma, отреставрировал, до сих пор на ней играю… Это было долгое предисловие. (Улыбается.) А в другом порту один паренек, профессиональный фотограф, сделал мои фото. Очень классные получились снимки, и каким-то образом они попали к руководству нашей академии. Я там стою в форме возле мачты, гляжу в даль моря… атмосферные, в общем. Дирекция решила эти фото использовать как рекламу академии, типа поступайте к нам.

— И вам ничего за это не заплатили?

— Нет, конечно. Командир говорил, когда меня видел: «О, лицо академии идет». (Смеется.) Пару раз я участвовал в модных показах, прически делали мастера Vidal Sassoon. Помню, однажды мне захотелось немного челку поправить, парикмахер как даст по руке: Don’t tuch my job! (Смеется.) В общем, мне показалось, что в профессии модели мало самовыражения. Кроме того, в Мореходной академии, чтобы оставаться на «плаву» и тебя не отчислили, нужно усердно учиться. Высшая математика, навигация, астрономия, математические основы судовождения и почти армейская дисциплина. Это все трудно совмещать с моделингом.

— Наверное, парни еще и засмеять могли?

— Я всегда к этому ровно относился. С фамилией Зайцев- то. (Смеется.) На самом деле в сугубо мужском коллективе особые правила. Одно из них (и это даже не зависит от твоей физической силы, роста) — позволяешь ли ты, чтобы над тобой подшучивали. Бывает беззлобный юмор, а бывают шутки, унижающие достоинство. И вот тут надо сразу дать отпор.

— В детстве вы мечтали стать пожарным, актером и моряком. Есть ли что- то общее у этих профессий?

— Моряк считается профессией романтичной. Хотя, как говорится, «видел я ваше море уже не на фантиках, пошла она на… эта ваша романтика». На самом деле это очень тяжелая работа, особенно в торговом флоте, где сейчас постоянно стремятся сокращать экипажи. К тому же моряки уходят в море на долгие месяцы, не каждая семья это поймет. Пожарный — профессия благородная, жизни спасаешь. Наверное, подсознательно в тот момент мне хотелось чего- то героического. И кино в этом плане позволяет побыть героем: олимпийским чемпионом или генералом ФСБ либо богатырем. Погружаясь в роль, ты можешь прочувствовать эмоции, которые испытывают эти персонажи. Актерская про фессия дает возможность прожить много жизней.

— Наверное, когда вы были моряком, вам именно творчества не хватало?

— Да, кстати, когда мы ходили на танкере между Канадой и Америкой, я как-то спросил капитана: «А в нашей профессии есть что-нибудь творческое?» Он ответил, что чем меньше творчества, тем лучше. (Улыбается.) И еще я помню вот это состояние оди ночества и изоляции от всего мира, когда ты один за штурвалом несешь вахту. Мне хотелось добавить каких- то эмоций, расцветить существование. Когда гитара появилась, начал что- то сочинять. У меня же есть музыкальное образование.

— Романтик вы…

— Возможно. Хотя на самом деле я не знаю, а кто такой романтик? Тот, кто видит в жизни красоту, мне так кажется. Не все мои путешествия на паруснике были романтичными. (Смеется.) Но было много всяких приключений. И мои однокурсники (некоторые из них сейчас уже капитаны дальнего плавания) во время наших встреч вспоминают те наши молодые годы, когда в обязанности у нас входило только по мачтам лазать да паруса ставить.

— У вас есть моноспектакль «Мой Лермонтов». Какой он, ваш Лермонтов, и близок ли вам его лирический герой?

— Скажу честно, что в школе я не так много читал Лермонтова — только то, что задавали по литературе. И какое-то понимание, любовь к его творчеству пришли уже позже, когда я сыграл Печорина в спектакле «Княжна Мэри» в Рижском русском театре. В те дни, когда я не был занят работой, я учил стихи, потому что актеру всегда нужен тренинг. В какой- то момент у меня набралось уже достаточное количество стихотворений Михаила Юрьевича, и возникла идея сделать моноспектакль. Режиссер Елена Игоревна Черная предложила украсить его еще и романсами, которые я исполняю под гитару. Лермонтов для меня — это такой запертый в горах Кавказа гений. И, конечно, в его творчестве есть ноты, созвучные со мной.

— А когда у вас случилась первая любовь?

— Настоящая любовь — это только с моей супругой. (Улыбается.) А что касается влюбленности, Михаил Юрьевич Лермонтов как раз писал, что ранняя влюбленность говорит о творческих способностях человека, о том, что у него поэтичная душа. Помню, в детском саду была девочка, которая мне очень нравилась. Правда, я встретил ее недавно. Она изменилась…

— Она вас узнала?

— Да, она пришла на фильм, который я привез в родной город. Когда у меня выходят премьеры, я привожу их в Волгоград и собираю родственников, друзей, вообще всех, кто хочет увидеть работу земляка.

— Печорин, «Герой нашего времени» — не любила его еще со школы. Как он поступил с Мэри! Признайтесь, много сердец вы разбили?

— Наверное, даже если я и разбил чье-то сердце, считаю, это было правильно. Значит, я не видел счастья, перспективы в этих отношениях. Для меня фраза «Я тебя люблю» — это серьезно, значит, человек хочет провести с тобой жизнь. По крайней мере, я так к этому отношусь. Трудно найти человека, недостатки которого бы ты принимал и любил его просто за то, что он — это он. И я не смогу простить предательства. Сам я никогда не предавал, даже если понимал, что отношения движутся к разрыву.

— При такой планке, таких ожиданиях вам, наверное, было непросто создать семью?

— Да, непросто.

— Как все произошло? Я знаю, что с будущей женой Анастасией вы познакомились на съемках фильма «Движение вверх». Есть опре деленная субординация между актерами и съемочной командой. Кто сделал первый шаг?

— Я, конечно. И ничего плохого в служебных романах, как их называют, я не вижу. Если люди из одной сферы, у них общие интересы, то и союз будет крепче. А служебная романтика — это еще немного игра в «шпионов». Вы на съемочной площадке здороваетесь, общаетесь, но никто даже не догадывается, что вы уже не просто коллеги.

— И долго вы так шифровались?

— Пока шли съемки. Только через какое-то время люди узнали, что, оказывается, мы вместе.

— А вас это вдохновляло? Может, вы с большим желанием ехали на площадку, зная, что увидите ту, к которой испытываете чувства.

— Честно? Я был сосредоточен на съемках и даже в какой-то момент думал, что меня это отвлекает. Тем более, это шло вразрез с линией моего персонажа. Сергей Белов был этакий «монах», а я трачу энергию на любовные переживания. А потом подумал: ну и пусть, сердцу не прикажешь. И если я буду сдерживаться, в итоге еще больше энергии потрачу. Наши отношения с Настей дали мне силы и вдохновение. Но никто, в том числе и она, не ожидал, что у фильма будет такой успех.

— То есть конфетно-букетный период благополучно пропустили?

— Это был такой конфетно-букетно-спортивный период. (Улыбается.) Мы, кстати, тогда еще жили в разных странах. Настя в Москве, а я в Риге, играл спектакли на сцене Рижского русского театра. И помню, был момент, когда мы никак не могли прийти к консенсусу по одному вопросу. Звоню Насте, а она не отвечает. И тогда я взял билет и прилетел в Москву. Говорю: «Ты чего трубку не берешь?!»

— Кстати, по поводу Рижского русского театра — когда вы так лихо пришли устраиваться туда на работу, не имея актерского образования, на что делали ставку? Почему вы думали, что вас возьмут?

— Деньги нужны были. (Смеется.) Я просто искал работу на берегу. И вот увидел в Интернете объявление, что в труппу набирают акте ров. Подумал: а что сложного, неужели я текст не смогу запомнить? Позвонил туда, спросил, что нужно. Ответили: все как при поступлении — стихи, проза, танец. Ну и диплом об окончании театрального вуза. Я решил, что сойдет и без диплома. (Смеется.) Приехал, показался. Игорь Григорьевич Коняев, который на тот момент стал художественным руководителем Рижского русского театра, сказал, что в труппу меня, конечно, не возьмет, но я могу попробовать поступить к нему на курс. Вот так я и пришел в эту профессию.

— И как вам она? Не такая простая, как казалось?

— Это трудная профессия, если ты ее не любишь. Вообще, так можно про любую профессию сказать. Но сантехник может плохо прикрутить кран — придет другой и переделает. А если ты плохой актер, это еще и стыдно.

— У вас внешность фактурная. Были опасения, что вас будут исполь зовать в качестве стереотипного героя? Первое впечатление, которое возникает при взгляде на вас, — это супергерой, Черный плащ, Капитан Америка…

— Тогда уж Капитан Россия. (Смеется.) Когда я начал ходить на кастинги, я порой сталкивался с отказами именно из-за внешности. Говорили: слишком красив для этой роли, нам бы попроще. Мало режиссеров, готовых рискнуть, выйти за пределы типажа. Но не могу сказать, что я обделен. На роль Сергея Белова в картине «Движение вверх» пробовалось огромное количество актеров, чей рост больше метра девяносто. И выбрали меня. Хотя изначально меня утвердили на роль Александра Белова. Тот более развязный, гуляка, у него была любовная линия. Я думал: «Ну, все понятно, девочки будут переживать». Но потом, посмотрев пробы, мне предложили сыграть Сергея. И дело было не во внешности, мы не похожи. Моя психофизика как человека подошла больше. В художественном фильме портретное сходство не так важно. Сергей Белов — работяга, в нем есть внутренняя сила, чувство собственного достоинства, — и приятно, что режиссер и продюсеры смогли увидеть это во мне.

— Вам никогда не хотелось разрушить клише, сделать что-то, что откроет вас с другой стороны?

— Я всегда открыт. Для меня важна история человека, когда есть, что рассказать. Наверное, в роли забитого ботаника я буду не слишком убедителен. Мой герой все равно должен обладать моими физиче скими данными. У меня была роль в спектакле по Чехову, где мой персонаж Максим Кузьмич Салютов прописан так: «высок, осанист, широкоплеч». Но он был жалким, бледнел, краснел и чувствовал себя как раздавленная крыса, когда не мог признаться любимой женщине, что в молодости он был клоуном в цирке.

— Мне показалось, что к своему герою Финисту в «Последнем богатыре» вы относитесь иронично. А в жизни можете посмеяться над собой?

— Конечно. У вас, наверное, тоже сложилось обо мне стереотипное мнение. Уверяю, дурашливости во мне много. (Смеется.) Что касается Финиста, если воспринимать его как человека, он самолюбивый, горделивый, это правда. Но его с детства так воспитывали: он рожден для славы, чтобы совершать подвиги, и о нем должны слагать легенды. И такие же люди есть и в реальной жизни. Им очень сложно жить. Для того, кто считает себя героем, малейший факап бьет по самолюбию.

— Как вы воспринимаете неудачи?

— Ни одна удача так не учит, как неудача. Ты набираешься мудрости и опыта. Любой провал ведет к большому успеху. Я считаю так. Я помню свои провалы. Например, на шоу «Ледниковый период» у нас с Оксаной Домниной был номер, где она провожает меня на войну. По задумке, сначала я катаюсь в гражданских штанах, потом уезжаю в темноту, там их снимаю, а под ними камуфляж. И вот идет съемка. Я стою в темноте, дергаю, дергаю, а штанина застряла: липучка об вилась вокруг пуговицы. Оксана стоит одна на льду, активно изображает, что чего-то ждет, но внутри не понимает, что происходит. Уже в какой-то ярости я рву эту штанину и возвращаюсь наконец на лед в камуфляже. Номер мы откатали, но я был собой очень недоволен. Этот опыт показал, насколько тщательно и заранее надо проверять реквизит и костюм. И обезопасил нас в другом сложнейшем номере «Укрощение строптивой», где я заматывал Оксану в ковер. Я настоял, чтобы этот ковер появился не в последний момент, а был на каждой репетиции. Я должен был с ним сжиться, чтобы потом он нас не подвел. В итоге не подвел. А еще один из провалов, когда я забыл на сцене строчки стихотворения, научил меня важному рефлексу для актера — прежде чем что-то произнести, в голове должен возникнуть образ того, о чем я говорю.

— Вы говорили, что вам неинтересны роли, с которыми может, условно, справиться рядовой. В новой картине «Шальная императрица» вы играете капитана полиции, что в вас в этой истории зацепило?

— Важно отметить, что это фильм моего хорошего друга и режиссера Радды Новиковой. Вместе с Раддой мы сделали сериал «Коп», в котором я сыграл американца Джона Маккензи. На пробе ее нового фильма я предложил: «Давай придумаем для моего персонажа что-то интересное». Там абсолютно шаблонный полицейский был прописан. Я сказал: «А что, если он не будет таким стереотипным?» Пусть его мама работает искусствоведом, и он знает историю Петербурга от и до. В полицейском участке на стене за его рабочим столом висят портреты Лермонтова, Пушкина, Достоевского. И это связывает его с одной из героинь фильма, с которой у него любовная линия. Они порой даже соревнуются в знании истории родного города. А в тот момент, когда они выпускают Екатерину из участка, случайно выясняется, что мой герой еще и прекрасно говорит на немецком. Такой вот нетипичный питерский полицейский.

— Я увидела в этой картине феминистическую тему. Останься Екатерина в нашем времени, не было бы эпохи Просвещения, образования для женщин, осталось бы неравенство полов…

— Признаться, я пока не видел фильм целиком, будет интересно посмотреть.

— Как вы к феминизму относитесь?

— Спокойно.

— В некоторых странах женщины, например, воспринимают как оскорбление, если мужчина предлагает им свою помощь — поднести тяжелую сумку, открыть дверь или хочет оплатить счет в ресторане…

— Ну, это перебор, как мне кажется. Во все времена мы будем носить женщин на руках, потому что они Богом предназначены, чтобы рожать детей, продолжать род. И вообще, это более тонкие и прекрасные существа, чем мужчины. (Улыбается.)

— Сейчас некоторые беспокоятся, что женщины могут лишиться завоеванных социальных прав, им снова навязывается только роль хранительницы домашнего очага, матери. А как же самореализация?

— Что же, у нас мало реализованных женщин? Это от человека за висит, как мне кажется. Есть женщины сильные, как Екатерина Великая, и, на мой взгляд, неправильно, если они будут прятать свою силу.

Мне Ирина Пегова очень понравилась в роли императрицы. Как вы относитесь к властным женщинам, авторитарным? Не пугают ли они вас или, может, в чем-то напоминают маму?

— Не думаю, что моя мама такая уж авторитарная. Хотя она, безусловно, сильная женщина, не только в плане физическом. Воспитать двоих детей… Как я отношусь к таким женщинам? Прекрасно! Дело не в силе, а в том, как ты ее применяешь. Есть столько сильных женщин и мужчин, которые делают огромное количество добрых дел, и люди им благодарны. И есть те, кто использует свою силу не во благо, а подавляет, унижает других. Я тут не столько с точки зрения гендера смотрю, сколько с точки зрения человеческой. Например, режиссер Радда Новикова — сильная женщина, но при этом женственная, прекрасная и очень талантливая.

— Есть ли для вас разница в работе с женщиной-режиссером и мужчиной-режиссером?

— С мужчиной можно, обсуждая какие-то вещи, и матерком объяснить для ясности, а с дамами я стараюсь не выражаться.

— Обаяние включаете?

— Оно по умолчанию, наверное, включается. (Улыбается.)

— Как в вашей семье гендерные роли распределяются, за кем главное решение, кто бюджет распределяет?

— Ну, в основном я зарабатываю. И если жена говорит, что надо за что-то заплатить, даже вопроса не возникает — платить или нет? Или, допустим, супруге хочется что-то купить, почему нет.

— Вы ощущаете на себе груз ответственности за финансовое обеспечение семьи?

— Ответственность, конечно, есть, безусловно. Вы имеете в виду. в тягость ли мне это? Нет, мне это в радость. Хотя иногда возникает дилемма: больше зарабатывать или дать возможность развиваться своему таланту. Я стараюсь не делать работу только из-за денег, а наполнять ее каким-то смыслом, интересом для себя.

— С тех пор, как у вас появился сын, стали ли вы более избирательны к выбору ролей, зная, что он может это увидеть?

— Я стал более охотно рассматривать фильмы, рассчитанные на детскую аудиторию. Тот же «Последний богатырь» или «Моя собака — космонавт», который скоро выйдет на экраны. Я там сыграл папу мальчика, который привел собачку Белку на космодром. Или сказка «Морозко», где у меня роль Морозко. Я понимаю, что мы вместе с семьей будем смотреть эти фильмы, и это придает мне энтузиазма.

— А как Игорь относится к вашей профессии, к тому, что видит вас на экране?

— Для него это обычное дело. То есть он смотрит, как я там рублюсь с мечом, и говорит: «Ну, папа, ты крутой!» Это приятно. Я стараюсь быть для него примером. Если хочешь, чтобы твой сын играл на фортепиано, хотя бы раз в неделю садись за фортепиано сам, пусть смотрит, как ты играешь. Если ты говоришь ему, как важно читать книги, а сам ни разу не взял ее в руки, будет сложно убедить ребенка.

— Ему нравятся книги? Читаете ему или, может, он сам уже читает?

— У нас есть традиция читать перед сном: две страницы я, две он. Иногда я четыре, он две, но он обязательно должен читать. А еще, с самого рождения я говорил с ним на английском, и он хорошо знает этот язык. С трех лет он начал учить китайский, сейчас пошел в русско-китайскую школу. Вообще, у него много занятий. Иногда даже не знаешь, как вписаться в его график. (Улыбается.) Спрашиваю: «Пойдем, погуляем?» — а у него то карате, то музыка, то танцы, то он на лошади скачет.

— Скоро Новый год. Сын пишет письма Деду Морозу и вообще верит ли в него?

— Я думаю, он догадывается, что к чему, но письма пишет. Мы стараемся договариваться. (Улыбается.) Пока, кроме больших трансформеров и конструктора лего, он ничего не хочет. Я пытаюсь воспитать сына так, чтобы он понимал: чудеса в жизни бывают, но их надо создавать своими руками.